Я живу в современном обществе, которое можно отнести к западному типу мышления. В России, на самом деле, гораздо более чувствуется склонность людей к европейским ценностям, нежели к философии Индии, Китая и других стран Востока. И хотя некоторые утверждают, что у нас свой, особенный путь развития, на самом деле — это всё просто слова, поскольку, как можно заметить при анализе всей нашей жизни, культуры и экономики, на сегодняшний день мы большей частью разделяем ценности именно западного мира и стремимся жить по ним, даже если сами это отрицаем. А мир западных ценностей отличается от мира востока отношением к окружающему миру, пониманием своего собственного положения в нём.

Одно из таких положений я и собираюсь рассмотреть в этой статье. Оно касается понимания нашей свободы выбора, осознания своей собственной независимости.

Дело в том, что веками люди западного типа мышления считали и продолжают считать до сих пор, что они — боги, что они родились здесь, чтобы творить, создавать, изменять, добиваться, что-то обретать, что-то получать, что-то строить. Они мыслят себя демиургами, независимыми личностями, которым открыты все возможности, которые абсолютно свободны. Эта идеология внедряется в умы с самого раннего детства, вот например песенка из советского фильма «Приключения Электроника»:

Но ты человек, ты и сильный, и смелый.
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой!
Пойми, не бывает дороги простой.

А мудрость Востока, опыт мыслителей и очень глубокомыслящих писателей, а также мои собственные наблюдения показывают, что в реальности никакой свободы выбора, и уж тем более независимости просто не существует, что всё это лишь часть некой иллюзорной действительности, одной большой лжи, элементом которой является и наше собственное неправильное представление о себе и об окружающем мире.

Где правда, а где ложь

На сегодняшний день уже можно встретить достаточно большое число исследований в области альтернативной физики или истории, которые благодаря сети интернет становятся доступными и дают нам возможность серьёзно задуматься над тем в каком мире мы живём. Эти наблюдения, вопросы, странности, всё это в совокупности наводит нас на мысли, прежде всего о нашей наивности, о нашем невежестве, глупости, о том, насколько легко запрограммировать наш ум и сознание. Если человеку на протяжении длительного срока говорить ложь, через какое-то время он будет в неё искренне верить, да так, что может пожертвовать ради этого своей или чужой жизнью.

Так как же тогда обстоят дела на самом деле, и не является ли наш мир продуктом чьих-то опытов, которые просто используют специфику машинальной работы нашей психики, чтобы создавать общество послушных и безмозглых баранов?

В таком случае мы никогда не узнаем что происходит в действительности, мы только можем догадываться, что большая часть полученных нами знаний является искажённой, сознательно программируемой ложью,  или просто непреднамеренным обманом тех, кто сам искренне ошибался, не понимая происходящего в реальности.

Когда современный человек, наблюдая за всеми странными фактами, открывающимися сегодня благодаря новой доступной информации в сети интернет, начинает размышлять над своим положением, он уже готов принять идею, что всё вокруг обстоит не так, как ему говорили об этом с детства. Но, в то же самое время, узнать правду он не в силах, поскольку мы все продолжаем пребывать в океане лжи, обмана, недостоверной информации и сознательных экспериментов над людьми и их психикой.

Не так давно американские искатели истины выпустили интересный документальный фильм State of the Mind (Государство Разума) из нескольких частей.

В этом фильме, в частности, обсуждаются такие интересные темы, как опыты в области психологии над людьми, а также вопрос социальной функции новой системы образования, которая не столько даёт человеку реальные знания, сколько встраивает его в некую социальную систему, построенную идеологически и искусственно. Думаю многие, не совсем глупые люди, либо уже сами пришли к тем же выводам, что сделаны в фильме, либо легко с ними согласятся, поскольку они соответствуют общей стратегии деградации общества, результаты которой мы видим в своей жизни.

Параллельно им другие ученые и исследователи обсуждают странности в области физики или общей истории, пытаясь найти объяснение многим необычным фактам. Например, наши соотечественники А.Гришаев и А.Николаевский разработали и доказали существование цифровой программируемой реальности нашего бытия. Грубое пространство со всеми пребывающими в нём объектами материи они справедливо считают областью применения некого программного кода, генерируемого и создающегося на более высоком уровне. В области идеи и философии такая картина неизбежно приводит к выводам о полной зависимости нашего материального существования от чего-то более сложного и глубокого, что стоит над ним и контролирует его, то есть к идее существования Бога и нашей зависимости от него. Но признать весь мир не самодостаточным — это очень сильное идеологическое заявление, которое неизбежно обязывает человека принять идею существования чего-то или кого-то, кто находится над ним и управляет его жизнью. Однако на протяжении многих лет западный человек эту идею принимать не хотел и не собирается делать это до сих пор, поэтому большинство людей, особенно составляющих круги ученых и правителей нашего мира, всячески оспаривают подобные идеи и дискредитируют их.

.

Лично я сам, когда столкнулся с различными альтернативными исследованиями, материалами и наблюдениями, пришел к заключению, что самостоятельно проверить большинство из них невозможно, а потому следует признать большую ограниченность в восприятии каждого из нас.

В этом плане священные книги Востока уже давно обозначили интересные мысли и заключения, подтверждающие или опровергающие то, что мы обсуждаем сегодня и о чём пытаемся спорить с высоты своих ограниченных возможностей. Довольно приятно, читая эти книги, следить за ходом мыслей тех, кто многие века назад записывал для нас свои мнения на санскрите.

Например, в этих книгах можно найти частые отсылки к тому, что существует такая проблема познания как ограниченность органов восприятия. Суть этого в том, что каждый из нас может наблюдать что-то только в рамках тех возможностей, которые предоставляют его его собственные органы чувств или расширяющие эти рамки в какой-то степени специальные приборы. Но даже на примере глаза, который может воспринимать только мельчайший диапазон спектра, за пределами которого находится огромное количество других волн, можно понять, насколько же ограничены наши собственные органы чувств и сколь мало они могут взять от всей совокупности окружающих факторов наблюдения. Отсюда священные книги Востока делают вывод, что сам этот путь познания, который опирается только на эмпирический метод познания, не может считаться совершенным. Поэтому данные произведения подходят к утверждению более совершенных методов познания.

Ими, например, могут считаться исследования или опыт людей, которые расширили границы своей психики и мистических способностей, которые обрели мистические совершенства, позволяющие им нарушать обычные законы физики и потому выходить за рамки тех условностей, не позволяющие нам понять окружающую реальность.

Откровения, знание, передаваемое по нисходящему потоку от того, кто в действительности обладает сокровенными истинами к тому, кто хочет узнать об этом, построены по принципу доверия авторитету. В действительности, если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то заметим, что подавляющее большинство людей устроено так, что не привыкло с самого начала рассматривать какую-либо информацию критически, наоборот, мы скорее примем как правду заключения тех людей, которым мы доверяли. Наш ежедневный опыт жизни показывает, что такая практика не совершенна, ведь чаще всего мы доверяем в области выводов, заключений и мировоззрений тем, кто сам заблуждается и не обладает правильным пониманием, а потому мы очень часто становимся заложниками чьей-то глупости и несовершенства. Однако это не значит, что сама модель принятия знания от авторитета плоха, здесь уместнее заключить, что проблема возникает из-за неправильного выбора авторитета, из-за неспособности принимать и слушать наставления от тех, кто действительно добился высот в области духовного познания и материальной жизни. Но всё же стоит ещё раз отметить, насколько часто мы спонтанно обращаемся к такой практике, когда чьи-то идеи впускаем в свою голову, утверждаем их, даже не думая проверять или скептически относится к той информации, которую получаем.

Глядя на эту картину нетрудно заметить, что человек сегодня — это очень слабое, глупое и полностью контролируемое существо. Его возможности исследования окружающего мира также ограничены, его возможности научно разбирать те или иные явления ограничены его слабым умом, ненадёжной психикой и даже просто нехваткой сил и энергии для того, чтобы искать какую-то правду. Большая часть людей входит в рамки программы, насильно психологически вбиваемые каждому с детства, а затем становится их заложником. Человек выходит из школы, и его уже ждёт университет, а затем жена, ребёнок, необходимость платить кредит за квартиру, машину и содержать тех, кто зависит от его финансового положения. Так каждый встраивается в систему нашего общества, которое поглощает все его ресурсы, а взамен не дает даже свободного часа, чтобы посидеть в тишине, спокойствии и поразмышлять над фундаментальными основами бытия. Однако несмотря на такую удручающую картину, каждый до конца продолжает быть убеждён в своей полной свободе и независимости.

Свобода и независимость

Наблюдая окружающую реальность, я всё больше и больше прихожу к выводу, что никакой свободы не существует, как не существует и никакой независимости. Меня с детства, как и многих других учили, что я хозяин своей жизни, но чем больше я жил и наблюдал за происходящим, тем больше получал доказательств обратной картины реальности. Я понял, за многие годы наблюдений и фиксации своих переживаний, изменений своих состояний, состояний бытия и окружающей реальности, своих собственных внутренних ощущений, что мир не предоставляет нам никакой свободы, независимости или свободы выбора, но он предоставляет каждому из нас некоторую модель восприятия сознания и участия в общей для всех реальности, которую я называю игрой.

В чём отличие между моей концепцией и тем, что принято понимать?

В моей концепции отправной точкой и главным каркасом, на котором зиждется реальность, является не сам человек, как нечто изменчивое, нестабильное и психически не являющееся независимым, а то, что должно быть сделано этим человеком, то есть некий сценарий происходящих событий. Это хорошо рассматривать на примере сказок, легенд или любых других повествовательных историй из книг, мультиков, или фильмов.

Когда мы читаем книгу, смотрим фильм или мультик, мы же в реальности хотим узнать саму историю, саму идею, саму ту канву повествований и действий, на которую нанизано всё, в том числе игра актёров или персонажей. Когда мы встречаем какой-либо подходящий для себя персонаж, мы тут же стремимся отождествить себя с ним. Чаще всего мы по своей психологической привычке начинаем «верить игре актера» и думать, что он поступил тем или иным образом, просто потому, что сам обладает теми или иными психологическими качествами, но на самом деле каждый поступок актера является звеном в цепи событий и действий, скованных в одну большую цепь повествования. Мы не понимаем, мы забываемся, наблюдая за игрой актеров, или следя за персонажем в книге, что главным в произведении является как раз его сюжет, та самая канва, цепочка действий, которая заставляет персонажей поступать тем или иным образом, без которой игра сама по себе просто не смогла бы осуществиться. Но в то же самое время мы больше склонны принять идею того, что не сама игра диктует правила персонажам, а чья-либо свободная воля, чьё-то желание, спонтанный порыв приводит к той или иной канве сюжета.

Однако сама сказка, притча, история, учит нас какому-то уроку именно на примере действий персонажей и их последствий. В ней обрисовываются модели поведения, психологические установки персонажа и результаты их действий. Есть всегда злой, отрицательный персонаж, и есть добрый. Добрый персонаж всех спасает и восстанавливает мир и спокойствие, а злой персонаж постоянно чинит козни, разрушает мир, создаёт препятствия и трудности. В конце обязательно побеждает добро, а зло наказывается, демонстрируя нам некую картину идеальной реальности, в которой совокупная сила судьбы всегда встаёт на сторону добра.

Если главным в сказке является непосредственно событие, действие, тогда персонаж, исполняющий это действие уже не так важен сам по себе, а главным становится то, носителем чего он является. Например, если Кощей Бессмертный является носителем зла и хаоса, если он постоянно создаёт трудности, то в сущности его имя, образ и всё остальное уже не так важно, и главным становятся те маркеры психологии и поведения, носителем которых он является. Отсюда мы можем наблюдать, насколько легко образ отрицательного героя перевоплощается от одного этноса, народа, культуры к другому, оставаясь в рамках одних и тех же маркеров идентичным у всех. Это ещё раз доказывает, что в сказке можно поменять всё, начиная от исторической атмосферы, географии и культуры, и заканчивая именами главных персонажей, но оставить только эти самые маркеры психологии и поведения, и самое главное канву действий и сюжета, чтобы та же самая сказка, мысль, идея, могла продолжать жить в любой другой форме в любом другом народе или культуре.

Из этого можно заключить, что точно также как в книгах или сказках главным является психологический облик персонажа и его поступки в совокупности с общей линией сюжета, точно также это актуально и для нашей реальной жизни. А если подумать над этим ещё глубже, ещё серьёзнее и основательнее, то можно прийти к выводу, что между историями, которые мы читаем в книге, и теми, что происходят вокруг нас в жизни, нет разницы в том смысле, что и те и другие являются частью некоего произведения, сюжета, созданного исключительно для того, чтобы передать нам некий опыт. Точно также, как мы получаем опыт из сказки или описания какой-либо истории, слушая её внимательно и отождествляя себя с главными персонажами, точно также мы получаем опыт, проживая одну жизнь за другой, проходя одну историю за другой, каждый раз получая всё новые и новые уроки.

В последнее время в культуре нашего человечества всё больше и больше стало появляться интересных «вбросов», типа фильма «Матрица«, «13 этаж«, «Аватар«, «Мир дикого Запада«, где активно обсуждается, рассматривается, экспонируется на всеобщее обозрение идея «программируемой» реальности, идея существования всего нашего мира как искусственно созданной в нашем сознании программы, а также идеи того, насколько все мы постепенно превращаемся в машины, которыми можно полностью управлять, или идеи того, что сама наша жизнь не более чем некий персонаж, в одной большой игре.

Нетрудно заметить и понять, что такие идеи явно не могли родиться в головах обычных обывателей, которые с детства приучаются думать, что они сами хозяева своей жизни. Однако после знакомства со многими книгами восточной мудрости, я больше прихожу к выводу, что кто-то, знакомый с настоящей картиной реальности, сознательно делает такие «вбросы», чтобы заставить задуматься и начать поиск на ответы среди думающего населения планеты.

Сами же сакральные книги Востока ответы на эти вопросы уже давно дали. Для этих книг давно не секрет, что не только наша жизнь на этой планете, а вообще любое материальное существование, где бы оно не происходило в рамках описанной в этих же книгах Вселенной — не является реальностью в полном смысле этого слова.

Читая и изучая эти книги, содержащуюся в них философию и психологию, постепенно можно прийти к выводу, что наш реальный мир на самом деле не более чем очередной сон, похожий на те сны, которые мы видим ночью, и что этот сон отличается от более высокой реальности также, как наши сны отличаются от повседневной жизни. Модель сна сознания, в котором мы создаём картины в своём воображении, плавно накладывается на модель нашей обычной жизни, в которой нет никакой реальной основы, которая также эфемерна, фрагментарна и зыбка, как и наши ночные сны.

Вся наша жизнь — игра

Священные книги Востока, мудрецы, описывающие на страницах этих книг свой опыт, передают нам иную модель реальности, и она очень похожа на то, что мы видим в таких фильмах как «Матрица», или «Мир Дикого Запада», где человек на самом деле предстает в роли некой машины или робота, функционирующего по созданной программистами сюжетной линии. Эта сюжетная линия является частью общего сценария планеты, а сценарий планеты частью общего сценария всей вселенной. Один сценарий вписан в другой, а тот вписан в общий сценарий происходящего во всём мире.

Но самое важное здесь понять нечто большее, некую ещё более крамольную тему:  в действительности, все эти сценарии не могут зависеть от моей личной жизни, моих взглядов, от моих мыслей, образа поведения, или спонтанных желаний, и что совсем наоборот, мои спонтанные мысли, желания, предрассудки, глупости, заблуждения и волеизъявления — являются частью сценария моей жизни, который вписан в сценарий моей страны, который вписан в сценарий моей планеты, который вписан в сценарий моей вселенной и так далее. И если моя крохотная жизнь является частью одного сложного сценария всей вселенной, в которой заранее определён ход движения и развития её основных событий, значит моя спонтанность, которая кажется мне частью собственной индивидуальной и независимой природы, на самом деле эфемерна, её не существует, и она является частью запрограммированной с самого начала обще картины реальности.

Читая глубоко ведическую литературу я нахожу косвенные указания на то, что в действительности существуют созданные заранее сценарии для всех, кто рождается в этом мире. Эти сценарии, их полная предрешенность, неизменность основных моментов, всё это объясняется их вложенностью в общие сценарии исторических событий на более крупном масштабе.

Например, все, кто был рождён в СССР после первой мировой войны и гражданской войны стали участниками Великой Отечественной Войны 1941-45 гг., и при том, что каждый имел индивидуальную судьбу, свободу выбора и многое другое, как мы описывали ранее, всё же большинство людей выбрало путь вступить в сражение, пожертвовать своей жизнью ради спасения родины от фашистов, что привело к массовой гибели мужского населения. В данном случае все сценарии судеб этих миллионов мужчин были связаны с общим сценарием войны, который касался всей страны в целом. И следовательно их смерти, подвиги или дезертирство было уже заранее запланировано в сценарии их жизни теми, кто написал более важный для всех сценарий войны. Разумеется, я пишу здесь несколько утрировано.

Точно также, как есть встроенные в сценарий страны и планеты сценарии жизней людей, точно также у каждого игрока есть возможность переключаться между этими сценариями. Именно возможность становится участником одного или другого сценария и есть та самая свобода, которая дана нам от природы.

Хотя назвать это свободой сложно, поскольку и этот выбор в сущности управляется последствиями того сценария, заложниками которого мы стали. То есть, если я родился в семье негодяев и безбожников, я автоматически, по завершению этого сценария, попаду в более страшные условия существования, поскольку на протяжении всего сценария своей жизни буду создавать необходимые причинно-следственные предпосылки для этого. И наоборот, если мой нынешний сценарий жизни связан с деятельностью праведной и религиозной, я автоматически попаду в условия более способствующие духовному развитию и счастью в своём будущем сценарии.

При этом нам всем говорят — выбирай свой путь, делай так, не делай так! Но ведь такие призывы кажутся очень глупыми, с точки зрения объективной картины реальности, в которой прописано с самого начала — что мы можем выбрать, что мы не можем выбрать, с чем мы способны согласиться и на что мы никогда не пойдём! Получается, что все эти призывы кажутся в некоторой степени глупыми, поскольку человек не сможет изменить свою жизнь до тех пор, пока внутренний сценарий его жизни не позволит это осуществить.

И в жизни мы часто можем встретить такие случаи, когда условия жизни складываются настолько удачно, что каждый находящийся в игре персонаж начинает ощущать себя богом, тем, кто реально управляет своей реальностью. Такое случается не с каждым и не всегда, но всё же бывает, особенно когда «звёзды» благоволят такому человеку и удача сопутствует всем его начинаниям.

Я сам был в подобной ситуации и на тот момент мне казалось, что именно я, а никто другой управляет моей жизнью, именно я могу изменить её к лучшему, создать, выбрать то или иное. Но по своей глупости я тогда не обратил внимания на самый важный момент — выбирать мне приходилось из того, что мог бы выбрать средне-статистический человек моего возраста и культуры, в силу ограниченности своего сознания и мышления я просто даже не мог предложить себе в качестве выбора что-то совершенно иное. Но вот прошло некоторое время, я вышел из матрицы обусловленной жизни, увидел тщетность всех своих прежних идей и желаний и решил поставить планку цели выше и глубже. И как только в сферу моего выбора попали вещи не из стандартного для моего сценария жизни вещи, я тут же увидел, как на всю мою жизнь, мою деятельность и образ мыслей были наложены ограничения, которые были продиктованы рамками более широких сценариев, в которые уже вложен с рождения сценарий моей жизни.

.

К примеру допустим, что я родился в 1910 году и в 1941 году, когда мне исполнился 31 год, началась война. И вот к началу этой войны я нашёл способ примирить две враждующие стороны, Гитлера и Сталина, и у меня появилась реальная возможность остановить ход кровопролитной войны. Я задался этой целью и решил исполнить своё желание, распорядившись свободой своего выбора, чтобы остановить войну. Но я не учёл, что общий планетарный сценарий наших совокупных жизней уже создан, и в нём уже запрограммированы смерти 20 миллионов человек, останавливать которые нельзя. Поэтому поехав на встречу с главнокомандующим в ставке в мою машину попадает снаряд и я умираю, так и не сообщив адресату важную информацию, которая могла бы изменить ход истории. Это происходит просто потому, что ход истории невозможно поменять, так как его программируют на уровне, более глубоком и серьёзном, чем тот, на котором программируется моя личная жизнь.

У Льва Николаевича Толстого, написавшего роман «Война и мир», есть в 16 томе полного собрания сочинений некоторые интересные наблюдения и записи, касающиеся его работы над этим произведением. Особенно интересным для меня явилось наблюдение, описываемое в последнем, 6 пункте его обращения на странице 13 (полный отрывок можно прочитать здесь). В этом тексте Лев Николаевич описал очень интересное явление, по сути подтверждающее всё, что описано мною выше.

Суть его сводится к тому, что наша реально представляющая каждому свобода, и тем более свобода выбора — не является истинной свободой и может считать полностью иллюзией особенно в том случае, если она затрагивает судьбы большого числа людей. Лев Николаевич описывает это с высоты своих собственных наблюдений и исследований.

Зачем миллионы людей убивали друг друга, тогда как с сотворения мира известно, что это и физически и нравственно дурно? Затем, что это так неизбежно было нужно, что, исполняя это, люди исполняли тот стихийный, зоологический закон, который исполняют пчелы, истребляя друг друга к осени, по которому самцы животных истребляют друг друга. Другого ответа нельзя дать на этот страшный вопрос. Эта истина не только очевидна, но так прирожденна каждому человеку, что ее не стоило бы доказывать, ежели бы не было другого чувства и сознания в человеке, которое убеждает его, что он свободен во всякий момент, когда он совершает какое-нибудь действие.

Читая подобные труды и работы можно прийти к пониманию, что все мы являемся в какой-то степени роботами, машинами, у которых есть «железо» в виде физически работающего тела, и программное обеспечение, или «прошивка» в виде психологии поведения и социальных установок.

В большинстве случаев люди готовы согласиться с тем, что наше «железо» в виде грубого тела накладывает на нашу жизнь и свободу выбора ограничения, что «железо» это мы получаем от рождения с теми или иными исходными данными, которые очень сильно отличаются у каждого. Но не многие люди приходят к пониманию, что точно также как нас ограничивает наше грубое физическое «железо» , точно также нас ограничивает и тонкая «прошивка» , которая является программной надстройкой поведения и потому мало чем отличается от грубого «железа».

Все наши мнения, желания, вкусы и предпочтения, всё наше отношение к окружающему, является частью этой самой «прошивки» , а сама «прошивка»,  просто некое приложение, программа, которую в данный момент в нас загрузили, по которой мы живём и двигаемся в этом мире. Тогда получается что идеи, которые пытаются донести до нас создатели фильмов «Матрица», «Аватар», «Мир Дикого Запада» и прочих, не так уж и фантастичны, а в целом описывают сокровенные истины о реальном положении вещей.

Если внимательно посмотреть на окружающее с этой точки зрения, то можно заметить, что всё видимое вокруг напоминает большую компьютерную игру, в которой прописаны сценарии и создано множество персонажей. Эта игра задумана теми, кто создаёт в ней всё, включая самые мелкие особенности поведения персонажей. Но вместе с тем, чтобы эти персонажи и сама игра начали работать, каждая частичка сознания, или душа, должна соединить себя с тем или иным персонажем и принять условия дальнейшей игры этого персонажа, в которых с самого начала прописываются все его исходные данные, начиная с грубого тела и заканчивая его психологией. При этом соглашаясь на такого рода игру, душа уже в последствии не имеет возможности менять сценарий самой игры, который складывается из множества факторов, учитывающих обстоятельства и поведение множества остальных персонажей.

В отличие от такой модели, наш мир не предоставляет нам права играть или не играть в ту или иную игру. В эту игру мы включаемся с самого рождения и она становится нашей данностью. При этом большая часть участников игры настолько сильно отождествляет себя со своими персонажами, что абсолютно забывает о себе истинном, и в этот момент каждый твёрдо верит, что он тот или иной герой, который имеет ту или иную программу, цель, задачу. Однако, в действительности, о таких людях можно сказать лишь то, что они «сильно заигрались» так как, в действительности, сама игра и все персонажи в ней являются просто чьей-то большой забавой. Относится к ним серьёзно может лишь очень глупая и погруженная в неведение душа. Душа же пробуждённая, достигшая зрелости или понимания, видит вокруг себя поле игры, видит существующих в этом поле игроков, а также прописанные сценарии игры, и видит себя, как стоящее в стороне от всего этого чистое сознание, которое может либо наблюдать происходящее со стороны, либо «воплощаться» в конкретного персонажа и отождествлять себя с ним.

Ведическая мудрость Востока описывает эту игру термином «майа» , что значит «волшебство, фокус, магия» . В этой литературе говорится о том, что всё это не более чем одна большая забава, шутка или развлечение для Бога. Более подробнее об этом можно прочитать в наставлениях Хамсы, которые он даёт сыновьям Брахмы (которые приводятся в Шримад Бхагаватам), а здесь я хотел бы сделать акцент на другой аспект.

Есть ли свобода выбора?

Каждый, кто читает эти строки, без сомнения ответит, что свобода выбора есть, что он сам решает по какому пойти пути, что выбрать, и следовательно, сам ответственен за всё, что сейчас имеет у себя в наличии.

Причём люди более глубокие могут сказать, что всё, что они получили, в том числе, например, рождение в кругу низких людей — всё это, без сомнения,  продукт их «кармы» , то есть последствия тех поступков, которые они совершили в прошлом, в прошлых жизнях. Но, в действительности, такое мышление всего лишь очередная иллюзия, большой обман для разума, в котором он считает себя активным действующим началом в этом мире.

На самом деле душа, помещённая на арену некой смоделированной игры не может участвовать в самой игре, поскольку в игре действуют только специально написанные для неё персонажи. Эти персонажи также эфемерны, как придуманный герой какой-нибудь книги. Однако точно также, как в процессе чтения книги или просмотра фильма, мы отождествляем себя с тем или иным придуманным персонажем произведения, точно так же мы отождествляем себя с персонажем нашей игры жизни, внутри которого мы находимся и по правилам сценария которого действуем. Хотя самого этого персонажа не существует, и он подобен вымышленному герою, погружаясь в его жизнь, в особенности его окружения, мы забываем о себе, как подросток увлекается интересной и захватывающей компьютерной игрой.

Находясь под воздействием игры мы принимаем те или иные решения и думаем, что добиваемся тех или иных результатов. Однако на самом деле это не более чем записанные с самого начала и заложенные в сценариях нашей жизни ходы, которые должны соответствовать своему персонажу.

Точно также как в любой книге есть добрые и злые персонажи, которые действуют по заранее придуманному для них сценарию и не могут изменить линию своего поведения, поскольку должны привести всю игру к тем или иным событиям, точно также мы в своей жизни принадлежим к числу добрых или злых персонажей нашей общей игры, в которой уже заранее продумано кто и что должен сделать, сказать, осуществить. При этом большинство людей не понимают, что являются всего лишь игроками в этой игре, и по своей глупости думают, что принимают решения самостоятельно.

Отсюда следует, что все наши мысли, мировоззрение, понимание, возможности физические и психические, в действительности, не более чем некая данность, присущая нашему персонажу, и что сами эти исходные данные и весь сценарий поведения нашего персонажа являются частью одной единой игры, которая была продумана заранее и потому каждый шаг в ней уже известен с самого начала. Можно ли в таком случае говорить о какой-либо свободе выбора? Есть ли свобода выбора у Кощея Бессмертного, который должен нарушить равновесие, чтобы затем главный герой его восстановил? И есть ли свобода у главного героя, который должен убить Кощея и спасти мир? А может вместо этого существуют только сами эти сценарии, а их персонажи и герои просто подстраиваются под них?

Каждый из нас приходит в этот мир со своим персонажем и со своей ролью, исполнение которых прописано в сценарии этого мира ещё до нашего появления. И точно также как на сцене театра может появиться какой-то персонаж, сделать свое дело и затем исчезнуть навсегда, точно также мы приходим на сцену нашей жизни, делаем какие-то поступки, а затем покидаем её навсегда.

Иллюзия свободы

То, что мы считаем свободой выбора, в действительности, не является никакой свободой. Когда мы говорим, что я или кто-то другой принимает решение и что-либо выбирает, мы забываем сказать о самом важном — выбираем мы все из того, что мы знаем, что мы видим, что мы понимаем, что мы имеем. Но всё, что мы видим, понимаем, знаем или имеем — это лишь то, что дано нам судьбой. И если мне дано этого на миллион единиц, мой выбор может быть одним, а если кому-то дано на 10 единиц, его выбор будет соответствующим. Уровень обретённого знания главным образом определяет возможности выбора каждого человека, но знание — это такая же данность, как цвет тела или глаз, принадлежность к той или иной культуре, рождение в богатой или бедной семье. У кого-то может быть больше знания с рождения, а у кого-то совсем мало. Значит возможности каждого, определяющие свободу его выбора зависят от судьбы, как и всё, что он имеет. Регулируя степень познания каждого персонажа, можно изначально заложить в нём те или иные возможности выбора и действия, соответственно, всю их дальнейшую «свободу выбора». Нечто подобное обыграли сценаристы одного из самых популярных сериалов 2016 года  «Мир Дикого Запада».

.

Пример для наглядности:

Я собираюсь купить гитару. Я знаю, что нужно найти подходящую модель в интернете. Ищу из того, что мне предлагает интернет. Узнаю из интернета о магазинах, в которых эта модель продается и цену, за которую её можно купить. Я получил знание, и дальше буду действовать исходя из этого знания. Но если рядом со мной открылся магазин с гитарами, который предлагает хорошие гитары по низкой цене, и он просто не успел добавить информацию об этом на сайт, который ещё даже не выпущен, то от моего взгляда он будет скрыт. А это значит он не попадёт в список моделей, которые я рассматривал, и, следовательно, я не смогу выбрать этот вариант, даже если он был лучше всех остальных. А другой человек живет в бедном районе и у него вообще нет интернета. Он спросит у своего друга гитариста и тот порекомендует ему какой-либо магазинчик, в котором все гитары продаются в два или три раза дороже. И тому ничего не останется как довольствоваться этим магазином, поскольку он просто не знает, что есть другие магазины, где те же самые гитары стоят дешевле.

Так где же здесь свобода выбора, спрашиваю вас я, если она полностью зависит от того, что мы получаем и имеем по своей судьбе? Кто-то рождается в богатой семье, кто-то в бедной. Кто-то в процветающей стране, а кто-то в постоянно воюющем государстве с беженцами и террористами. Разве может сын беженца выбирать между яхтой и самолётом, при решении отправиться на прогулку в другую страну? А вот сын богача может выбрать между яхтой, самолётом и ослом, или собачьей упряжкой. Однако какова вероятность того, что он выберет осла или собачью упряжку, если ему доступен личный авто, самолёт или яхта? Тогда где же свобода выбора, если всё обусловлено нашим имуществом, нашим характером, объёмом наших познаний и в целом всей нашей судьбой?

А теперь перейдём в плоскость цитат, чтобы подтвердить ход наших мыслей.

Интересные цитаты

Первым автором, кто громко заговорил об этом в западном мире, стал собирательный образ Уильяма Шекспира. Я говорю собирательный, поскольку до сегодняшнего дня нет однозначного свидетельства о том, кто в действительности являлся автором пьес, опубликованных под именем Шекспира.

Итак, что есть наша жизнь? Наша жизнь есть театр, где каждый играет не одну роль. Давайте прочитаем как это выглядит у Шекспира:

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры:
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва — младенец,
Блюющий с ревом на руках у мамки.. .
Потом — плаксивый школьник с книжной сумкой,
Умыт до глянцу, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем — любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь бровок милой. А затем — солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем — судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Пословиц мудрых и примеров кладезь, —
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
С очками на носу и с сумкой с боку,
В штанах, что с юности берег, — широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским,
Свистит, шипит.. .Ну, а последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы, —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

Оригинальный текст таков:

All the world’s a stage,
And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages. At first the infant,
Mewling and puking in the nurse’s arms.
And then the whining school-boy, with his satchel
And shining morning face, creeping like snail
Unwillingly to school. And then the lover,
Sighing like furnace, with a woeful ballad
Made to his mistress’ eyebrow. Then a soldier,
Full of strange oaths and bearded like the pard,
Jealous in honour, sudden and quick in quarrel,
Seeking the bubble reputation
Even in the cannon’s mouth. And then the justice,
In fair round belly with good capon lined,
With eyes severe and beard of formal cut,
Full of wise saws and modern instances;
And so he plays his part. The sixth age shifts
Into the lean and slipper’d pantaloon,
With spectacles on nose and pouch on side,
His youthful hose, well saved, a world too wide
For his shrunk shank; and his big manly voice,
Turning again toward childish treble, pipes
And whistles in his sound. Last scene of all,
That ends this strange eventful history,
Is second childishness and mere oblivion,
Sans teeth, sans eyes, sans taste, sans everything.

Как мы видим в оригинале употреблено слово stage, что значит не театр, а сцена — так было бы правильнее. Как всегда мы имеем дело с переводами, а значит искажения неизбежны. Но главная суть передана верно. Всё вокруг это некая сцена театра, сродни большой компьютерной игре, о которой я написал ранее.

А теперь давайте посмотрим, что говорят священные писания Востока, в частности Бхагавад-Гита:

प्रकृतेः क्रियमाणानि गुणैः कर्माणि सर्वशः
अहङ्कारविमूढात्मा कर्ताहमिति मन्यते
пракhтеp крийамftfни гуtаиp кармftи сарваoаp
ахаyкfравимelхfтмf картfхамити манйате Б.Г. 3.27

Все, полностью (сарвашас) действия (кармани), совершаемые (крийаманани) гунами (гунаис) материальной природы (пракритес) душа (атма), сбитая с толку ложным отождествлением (аханкара-вимудха) считает (манйате), что делает сама. Дословно здесь сказано: я сам (ахам) деятель (карта)  — так (ити) полагает (манйате).

Таким образом уже с самых первых своих глав Бхагавад-Гита утверждает, что на самом деле никто из нас не является вообще каким-либо действующем игроком, то есть окружающая нас игра ведётся теми силами, которые стоят над нами и управляют нашими поступками. Однако глупцы всё равно продолжают думать, что они независимы и делают всё сами. Это просто ложное отождествление, мы не совершаем и не можем совершать никаких действий в призрачном мире.

Если мы не совершаем действий, значит и не должны за них отвечать, не правда ли?

Да это действительно так, но справедливо лишь для тех, кто понимает, что он не является «деятелем» . Та душа, которая желает считать себя таким «деятелем» будет получать иллюзорные последствия своей иллюзорной деятельности. И то и другое — не настоящая реальность, но уж коли кто-то желает считать себя игроком, тогда и переживать за игру и испытывать на себе её последствия ему приходится в полной мере. Для этого его просто погружают в состояние полного ложного отождествления себя со своим персонажем. А сам этот персонаж, его сценарий и поведение — прописаны тремя гунами материальной природы.

Три гуны — это три режима работы всей материи: первый режим толчок, импульс — это гуна страсти; второй режим, ровное поступательное движение — это стабильность, благость; и третий режим, остановка и уничтожение — это невежество. Без этих трех режимов нельзя сделать ничего в нашем мире. И каждый объект, каждое явление состоит из той или иной комбинации изначальных свойств материи или режимов её трансформации. Они опутывают душу, подобно множеству мелких нитей или жгутов, отсюда и называются словом гуна, что значит «верёвка» .

А теперь посмотрим, что говорит Бхагавад-Гита о судьбе и предрешённости?

मयैवैते निहताः पूर्वमेव निमित्तमात्रं भव सव्यसाचिन्
майаиваите нихатfp пeрвамева нимиттамfтраv бхава савйасfчин  Б.Г. 11.33

Мною (майа) на самом деле (эва) все эти воины (эте) убитые (нихатас) изначально, с самого начала, по изначальному сценарию (пурвам эва), стань (бхава) орудием, инструментальной причиной (нимитта-матрам) о Савйасачи, искусно владеющий луком не только правой, но и левой рукой (савйасачин).

Итак, в этом стихе Кришна подтверждает идею того, что сценарий вселенской игры уже заранее имеется. Отсюда очень важно понять, что менять его мы не в силах, однако мы можем стать всего лишь инструментом, некой инструментальной причиной того, что должно произойти. Причем стать ею или не стать, в действительности не зависит от нас. Кришна не стал говорить это Арджуне сразу, поскольку это бы ещё больше усилило его депрессию и апатию. Однако в самом конце Бхагавад-Гиты, он всё же признается в этом, поскольку реальную правду жизни Арджуна должен знать:

स्वभावजेन कौन्तेय निबद्धः स्वेन कर्मणा
कर्तुं नेच्छसि यन्मोहात्करिष्यस्यवशोपि तत्
сва-бхfва-джена каунтейа нибаддхаp свена кармаtf картуv неччхаси йан-мохfт-кариiйасй-аваoопи тат Б.Г. 18.60

Связанный (нибаддха)  посредством своей (свена) деятельности (кармана) полученной от рождения собственной природой (сва-бхава-джена) о сын Кунти (каунтейа) то (тат), которое (йат) не желаешь (на иччхаси) осуществлять (картум) благодаря силе иллюзии (мохат) будешь делать (каришйаси) против собственной воли (авашас) даже (апи).

Итак, здесь абсолютно чётко и совершенно недвусмысленно сообщается страшная правда жизни — сценарий уже прописан и ты будешь исполнять его по-любому, хочешь ты исполнять его, или не хочешь. Даже, если не хочешь, то ты будешь исполнять его против собственной воли, поскольку таков твой сценарий.

Что же делать, если всё предрешено?

Если я уже понял, что свободы выбора нет, а есть сценарий моей жизни, в котором прописано поведение моего персонажа, что даже если я захочу всё изменить, изменить это будет невозможно, тогда что остаётся мне делать в этой ситуации?

Ответ уже был дан ранее в стихе 27 третьей главы Бхагавад-Гиты. В этом случае человек может стать лишь осознанным инструментом в игре Бога. Такое осознание позволяет довести игру до конца, но не погружаться в слепую иллюзию, при которой сознание полностью отождествляет себя с нашим персонажем.

Если человек уже перестал отождествлять себя со своей временной ролью в этой жизни, то далее, до прихода смерти тела этого персонажа он будет вынужден продолжать игру до конца, хотя при этом сама игра уже не может оказать на него никакого влияния и по завершении игры, он воссоединится с высшим сознанием.

Вот как говорит об этом сам Бог в Капила-Гите или в Наставлениях Хамсы из Шримад Бхагаватам.

देहोऽपि दैववशगः खलु कर्म यावत् स्वारम्भकं प्रतिसमीक्षत एव सासुः
तं सप्रपञ्चमधिरूढसमाधियोगः स्वाप्नं पुनर्न भजते प्रतिबुद्धवत् सः
дехо’пи даива-ваoа-гаp кхалу карма йfват свfрамбхакаv прати-сам-bкiата эва сfсуp таv сап-рапаuчам адхи-рelха-самfдхи-йогаp свfпнаv пунар на бхаджате прати-буддхават саp Шримад Бхагаватам 3.28.38 или 11.31.37

Хотя (апи) само это материальное тело (деха), всецело находящееся в руках судьбы (дайва-ваша-гас), безусловно (кхалу), продолжает существовать (прати-сам-икшате) до тех пор (йават), пока не исчерпались плоды деятельности, совершённой им в прошлом (карма), тем не менее, человека, достигшего высочайшего уровня медитации и практики йоги (адхи-рудха-самадхи-йогас), уже не вводят в заблуждение все его многочисленные внешние проявления (са-прапанчам), так как он (сас) уже никогда вновь (пунар) не прельщается или пытается наслаждаться ими (на бхаджате) и не попадёт в зависимость от этого, относясь к ним также, как проснувшийся человек (прати-буддхават) относится ко всему, что видел во сне (свапнам).

Таким образом прекратить игру и выйти из неё можно только тогда, когда это будет заложено в сценарии самой игры. Однако у нас есть два пути по завершению этого сценария:

  • 1) либо начать участие в новой игре
  • 2) либо вообще прекратить играть дальше

Большинство людей выбирают вариант первый…

Для тех, кто не понимает своей полной зависимости и всё ещё пытается верить в иллюзорную свободу выбора и в своё собственное господство над окружающей природой — уготована следующая игра, где их ждут новые условия, новые сценарии и новые персонажи.

Для тех же, кто избавился от глупых иллюзий и понял, что не желает вообще больше быть участником иллюзорных игр —  есть другой вариант: когда завершится игра, они отключат своё сознание от игрового сервера и возвращается в своё изначальное, пробуждённое состояние, при котором не возникает потребности играть вообще.

Print Friendly, PDF & Email